![]() ЭТНИЧЕСКИЕ БАРАБАНЫ МИРА
Барабаны на карте мира
|
Послушать шаманский бубен
Существует легенда, что там-там — это главный барабан африканского племени тумба-юмба по которому бъют руками в экстатическом исступлении во время жертвоприношений при зареве ночных костров. Легенда эта настолько живуча, что автор этих строк не раз сталкивался с подобным мнением, когда играл в лесу на дарбуке. И автора очень огорчает, когда его дарбуку называют «там-тамчиком».
Однако, на самом деле там-там имеет китайское происходение и представляет собой огромный металлический диск (от 50 до 150 см. в диаметре) со сплющенными краями. Это один из видов гонга, но он изготавливается из более тонкого листа металла, чем обычный гонг, и у там-тама нет выпуклости в центре диска. После удара звук там-тама становится громче и громче, постепенно нарастая до момента, когда громкий звук переходит в шорох и постепенно затихает. Выковывается тамтам из особого сплава, как правило из бронзы, смеси меди и олова.
Ударяют обычно в центр тамтама специальной колотушкой с мягкой головкой. Удар у края создает эффект более низкого звучания.
Различные виды гонгов широко используются в странах Юго-Восточной Азии. На Востоке гонг считается отличным талисманом, приносящим удачу. Прикасаясь к гонгу, согласно поверьям, человек привлекает к себе счастье и силу. Вероятно, там-там впервые появился в стране Хси Ю (между Бирмой и Тибетом) в начале VI века.
В классической музыке там-там применяется с начала XIX века — одним из первых композиторов, использовавших его в своих произведениях, был Джакомо Мейербер. В «Руслане и Людмиле» Глинки грозный звук там-тама звучит в момент похищения Людмилы Черномором, в «Шехеразаде» Римского-Корсакова — в миг, когда корабль Синдбада разбивается о скалы. Звуки там-тама можно услышать в финале Шестой симфонии Чайковского, трагической кульминации первой части Седьмой симфонии Шостаковича и других сочинениях.
Современная звукотерапия активно использует гонги в работе по исцелению различных болезней, в том числе головных болей, мигрени, бессонницы и даже болезней позвоночника и суставов. Психотерапевты также успешно применяют гонги в своей практике при решении кризисных ситуаций, в случаях стресса, депрессии, апатии. Звуковые вибрации гонга трансформируются в многократные волны, при которых звук то нарастает, то убывает. Таким образом, создаётся мощнейшее звуковое поле.
Стоит упомянуть о яванских гонгах, называемых также «гонг с бугром», что обусловленно выпуклостью в центре. Гонги бывают разных размеров — от 14 до 60 см в диаметре, что обуславливает более сконцентрированное звучание.
Если вы послушать или приобрести гонги в Москве, обращайтесь в школу звукотерапии Виктора Сурикова "СУРЬЯ" или к Николаю Льговскому.
Что касается племени Тумба-Юмба, оно произошло от французского "Мумбо-Юмбо", восходящего к английскому Mumbo Jumbo ("Мамбо-Джамбо"). Это слово появилось в книгах европейских путешественников по Африке; оно означало идола (духа), которым мужчины пугали женщин. Слово "Мумбо-Юмбо" как название африканского племени встречается в книге И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев".
Звучание барабанов там-там
Баджиогу – китайский октогональный барабан, похожий на арабский рик. Для мембраны используется кожа питона. В корпусе есть семь отверстий для металлических цымбал. Это барабан был завезен в Китай монголами, который был у них популярен еще до нашей эры. Октогональный бубен был также национальным инструментов манчжуров. По всей видимости, в древности этот барабан использовался для ритуальных танцев. Во времена династии Цинь подобный барабан изображался на флаге. В настоящее время бубен используется в основном для сопровождения традиционного вокала или танцев.
Подробнее об этом барабане на английском:
www.featureschina.com/blog/octagonal-drum/
Звучание октогонального китайского бубна в вокальной партии
Фрог-драм — один из древнейших барабанов, прародитель металлофонов юго-восточной Азии. Своя бронзовая культура — предмет особой гордости вьетнамцев. В эпоху так называемой донгшонской цивилизации народностью лаквьет в 2879 году до н.э. было создано полулегендарное королевство Ванланг. Символом культуры Донгшон стали бронзовые барабаны с характерным геометрическим узором, сценами народной жизни и изображениями тотемных животных. Барабаны выполняли не только музыкальные, но и ритуальные функции.
Характеристики Донгшонского бронзового барабана:
Подобные барабаны сейчас используются в Таиланде и Лаосе. Легенды народа Хо - Монг говорят, что барабан спасал жизнь их предков во время больших наводнений. Барабан являлся одним из предметов, который клали с умершим в гробницу (местность Донг Шон, провинция Тхань Хоа, Вьетнам).
Послушать звучание орекстра фрог-драмов
Гедомбэк – это барабан в форме кубка, используемый в малайской фольклорной музыке. Тело барабана изготавливается из твердой древесины, в основном из джекфрута (восточноиндийское хлебное дерево) или ангсаны. Мембрана изготавливается из кожи козы. Выступают обычно два человека с двумя инструментами, один из которых называется Gendang Ibu (Мать),–имеющий более низкий звук, а другой - Gendang Anak (Ребенок), имеющий такой же размер, но при этом более высокий звук. При исполнении барабан лежит в горизонтальном положении, левой рукой бъют по мембране в то время как правая закрывает и открывает отверстие. Как правило гендонбак используется в паре с двусторонним барабаном генданг ибу (Gendang ibu).
Послушать звучание гедонбэка
Клонг-яо (Klong Yao) — барабан тайских и лаосских горных племен. Имеет кубкообразную длинную форму. Название переводится как «Длинный барабан». Корпус изготавливается из дерева, а мембрана из кожи водяного буйвола. Раньше на мембранах для более глубокого резонанса использовался круглый диск. изготовленный из рисовой пасты и древесного угля. Существуют особо длинные барабаны, вплоть до 10 м, которые используются в парадах. Этот барабан исползовался как военный во время бирмо-сивмских войн (1849-1855).
Аналогичные барабаны имеются у китайской народности Даи из Юнаня, в Мьянме (барабан о-зи, O-zi), в Камбодже он известен как Скор Чайям (skor chhaiyam).
Послушать звучание клонг-яо
В Таиланде и Камбодже барабан, очень похожий на гедонбэк и на огромную дарбуку носит название Тон. Он часто используется совместно с рамочным барабаном под названием рамана (ramana). Эти два инструмента часто называются одним словом thon-ramana. Тон кладется на колени, и по нему бьют правой рукой, в то время как рамана удерживается в левой руке. В отличие от гедонбака, тон гораздо крупнее - его корпус достигает в длину метра или больше. Корпус изготавливается из дерева или из фаянса. Дворцовые тоны очень красивые, с отделкой из перламутра. С такими барабанами как правило устраивают танцевальное шествие и играют полиритмию с металлофонами.
Послушать звучание тона в танцевальном шествии
Генданг (Кенданг, Kendhang, Gendang, Gandang, Gandangan) — барабан традиционного индонезийского оркестра гамелан. У народов Явы, Судана и малайцев, одна сторона барабана больше другой и дает более низкий звук. У барабанов Бали и Маранао обе стороны одинаковы. Исполнитель, как правило, сидит на полу и играет руками или специальными палками. В малайзии генданг используется совместно с барабаном гедомбэк.
Барабаны различаются по размерам:
Иногда из барабанов разного размера делают барабанный сет и один исполнитель можен одновременно играть на разных барабанах.
Послушать звучание сета из индонезийских гендангов
Ипу — гавайский ударный музыкальный инструмент, часто использующийся для создания сопроводительной музыки во время исполнения танца хула. Ипу традиционно делается из двух плодов тыквы.
Выделяются два вида ипу:
Гавайцы, как правило, играют на нём сидя, ударяя пальцами или ладонями по верхней части ипу. Чтобы выделить первую долю каждого такта, игрок ударяет по мягкой ткани капа, которая лежит перед исполнителем на земле, производя глубокий резонансный звук. Последующие удары производятся над землей по нижней части инструмента тремя или четырьмя пальцами, создавая высокий звук.
Послушать аккомпанемент ипу для гавайских песнен
Паху – традиционный полинезийский барабан (Гаваи, Таити, острова Кука, Самоа, Токелау). Вырезается из цельного ствола и покрывается акульей кожей или кожей ската. Играют на нем ладонями или пальцами. Паху считается священным барабаном и как правило находится в храме (heiau). Служит для аккомпанемента традиционным песням и танцам хула.
Барабаны, имеющие религиозное значение называются Heiau Pahu (молитвенный барабан). Для молитвенного барабана используют как правило кожу ската, в то время как для музыкального барабана используется кожа акулы. Барабан для музыкального сопровождения называется Hula Pahu. Оба барабана имеют древнюю историю и похожи по форме.
Барабаны небольшого размера как правило вырезаются из ствола кокосового дерева. Существуют также барабаны Паху напоминающие стол огромного размера, за которым музыкант играет стоя.
Послушать аккомпанемент барабана паху для гавайских танцев хула
Подробнее об африканских барабанах читайте в статье Барабаны Африки.
Джембе — западно-африканский барабан в форме кубка (примерно 60 см высотой и диаметром мембраны около 30 см), выдолбленный из цельного куска дерева с натянутой кожей антилопы или козы, часто с металлическими пластинами «kesingkesing», применяемыми для усиления звука. Появился в Малийской Империи в XII веке и образно назывался Healing Drum (Исцеляющий Барабан). Полагают, что открытая форма корпуса происходит от обычной дробилки зерна. В зависимости от удара, djembe производит три основных звука: басовый, тональный и резкого шлепка - слэп. Для африканских ритмов характерна полиритмия, когда несколько барабанных партий создают общий ритм.
Играют на джембе ладонями. Основные удары: Бас (в центр мембраны), Тон (основной удар по краю мембраны), Слэп (шлепок по краю мембраны).
Широкую популярность приобрел в XX веке благодаря группе Le Ballet Africains, Национальному ансамблю Гвинеи. Популярности джембе также содействовало, что он относительно прост для ручной носки, имеет довольно сильный бас, а звукоизвлечение доступно для начинающих. В Африке мастера игры на джембе называют djembefola. Джембефола должен знать все партии исполняемых в деревне ритмов. Каждый ритм соответствует определенному событию. Джембе — как аккомпонирующий, так и солирующий инструмент, позволяющий многое рассказать слушателям и буквально заставить людей двигаться!
Руководство по гвинейскому джембе (PDF)
Послушать соло джембе с дундунами и шейкером
Дундуны — три басовых барабана западной Африки (от меньшего к большему: Kenkeni, Sangban, Dudunba). Дунумба — Большой барабан. Сангбан — Средний барабан. Кенкени — малый барабан.
На этих барабанах натянута кожа быка. Кожа натягивается с помощью специальных металлических колец и веревок. Настроены эти барабаны по уровню тона соответственно. Звук извлекается палкой.
Дундуны являются основой традиционного ансамбля (ballet) в Западной Африке. Дундуны образуют интересную мелодию и поверх звучат другие инструменты, в том числе джембе. Изначально на каждом басовом барабане играл один человек, одной палочкой ударяя по мембране, второй — по звонкому колокольчику (kenken). В более современном варианте один человек играет одновременно на трех барабанах, установленных вертикально.
Во время игры в ансамбле — басовые барабаны образуют базовый полиритм.
Послушать африканские дундуны
Кпанлого — традиционный колышковый барабан в западном регионе Ганы. Корпус барабана сделан из твердого дерева, мембрана из кожи антилопы. Кожа крепится и настраивается с помощью специальных колышков, вставляемых в отверстие в корпусе. По форме и звуку очень близок конга, но меньше размером.
Исполнитель на кпанлого должен быть изобретательным, вести музыкальный диалог (вопрос-ответ) с остальными инструментами. Партия кпанлого включает элементы импровизации, постоянную смены рисунка соответственно движениям танцора. На кпанлого играют ладонью, приемы похожи на исполнение на конга или джембе. При игре барабан зажимают ногами и слегка наклоняют от себя. Это очень интересный и мелодичный инструмент, красиво звучащий как в групповом ритме — так и в соло. Часто используют сеты из разных по тональности кпанлого, что очень похоже на сеты кубинских конгов, которые, по всей вероятности, произошли от кпанлого.
Послушать звучание сета из кпанлого
Барабаны Ашанти — традиционный барабанный набор из колышковых барабанов в Гане. Набор называется по самомому большому барабану Фонтомфром (Fontomfrom). Зачастую большой барабан может быть выше человека и забираться надо по лестнице, приставленной к барабану. Барабаны поменьше называются Атумпан (Atumpan), Апантема
(Apentema),
Апетия (Apetia) .
Своих барабанщиков ашанти называют небесными барабанщиками. Барабанщики занимают высокое положение при дворе вождя ашанти, они обязаны следить, чтобы хижины жен вождя были в полном порядке. На землях ашанти женщины не имеют права прикасаться к барабану, а барабанщик не смеет переносить свой барабан с места на место. Считается, что при этом он может сойти с ума. Некоторые слова нельзя выстукивать на барабане, они - табу. Нельзя, например, упоминать слов «кровь» и «череп». В давние времена барабанщику, если он допускал серьезную ошибку, передавая послание вождя, могли отрубить руки. Теперь такого обычая нет, и только в самых отдаленных уголках барабанщик и до сих пор может за небрежность лишиться уха.
С помощью барабанов, ашанти могут выстукать на барабане всю историю своего племени. Это делается во время некоторых празднеств, когда барабанщики перечисляют имена почивших вождей и описывают значительные события из жизни племени.
Послушать звучание барабанов Ашанти
Говорящий барабан — особый тип африканских барабанов, изначально предназначенных для поддержания связи между деревнями. Звук барабана мог имитировать человеческую речь, использовалась сложная система ритмических фраз. Как правило, talking drum — двухголовый, в форме песочных часов, кожа с обеих сторон стянута оплетенным вокруг корпуса ремнем из кожи или кишок животного. При игре говорящий барабан держат, зажав под левой рукой и ударяя по нему изогнутой палкой. Сжимая барабан (имеется ввиду веревки барабана), играющий изменяет высоту его звучания, при этом выделяются различные ноты в его звучании. Чем сильнее сжать барабан, тем выше получается его звучание. Все это дает различные варианты «барабанного языка», благодаря которым можно передавать различные сообщения и знаки в другие, соседние деревни. Некоторые примеры барабанных ритмов связаны с духовными существами в каждом племени. Звуками молитв и благословения говорящих барабанов начинают новый день в бесчисленных деревнях по всей Западной Африке.
Говорящий барабан являются одним из старейших инструментов, используемых западноафриканскими гриотами (в Западной Африке член касты, несущий ответственность за сохранение племенных историй в форме музыки, поэзии, рассказов), и их происхождение можно проследить до империи древней Ганы. Эти барабаны распространились в Центральную и Южную Америку через Карибское море во времена работорговли. Впоследствии говорящие барабаны были запрещены для афро-американцев, так как рабы использовали их для общения между собой.
Инструмент по-своему уникальный. Внешне он может показаться непритязательным, но это впечатление обманчиво. Говорящий барабан сопровождает человека и в работе, и в отдыхе. Мало найдется инструментов, способных «идти в ногу» с человеком. Вот почему он по праву занимает особое место в культуре Африки и является частью мирового культурного наследия.
В Конго и Анголе такие барабаны называются локоле, в Гане — дондон, в Нигерии — ганган, в Того — леклеву.
Руководство по говорящему барабану из Ганы (PDF)
Послушать бой говорящего барабана
Ашико (ashiko) — западноафриканский барабан в форме усечённого конуса. Родиной ашико считается Западная Африка, предположительно Нигерия, народ Йоруба. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались для излечения, при проведении ритуалов посвящения, воинских ритуалах, общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т. д.
Ашико традиционно делается из цельного куска твердого дерева, а современные инструменты изготовляются из скрепленных полос. Мембрана делается из шкуры антилопы или козы, иногда из кожи коровы. Система веревок и колец контролирует степень натяжения мембраны. Современные виды ашико могут иметь мембраны из пластика. Ашико имеют высоту примерно от полуметра до метра, иногда немного выше.
В отличии от джембе, где из-за его формы можно воспроизводить только два тона, звук ашико зависит от близости удара к центру мембраны. В музыкальной традиции народа йоруба ашико почти никогда не аккомпанирует джембе, потому что это совершенно разные барабаны. Есть мнение, что ашико — «мужской», а джембе — «женский» барабан.
Барабаны в форме ашико на Кубе называются боку и используются во время карнавалов и уличных парадов, называемых компарса.
Послушать африканский барабан ашико
Батá — это три мембранофона с деревянным корпусом в форме песочных часов, имеющие на концах две мембраны разного диаметра, игра на которых осуществляется руками.
Изготавливают бата либо традиционным африканским способом выдалбливания из целого ствола дерева, либо современным — склеиванием из отдельных планок. С двух сторон бата натягиваются мембраны из тонкой кожи (например, козьих шкур). В традиционных бата они крепятся и натягиваются с помощью полосок кожи, в промышленной версии бата используется железная система крепления, разработанная для бонгов и конг. Эну (enú, "рот") — бóльшая мембрана, имеющая, соответственно более низкий звук. На ней играются открытые (open), заглушенные (muted) удары, и прикосновения (touch). Чача (chachá) — мéньшая мембрана. На ней играются слэпы (slap) и прикосновения. Играют на бата сидя, положив его на колени перед собой. По большей мембране обычно играют правой рукой, по меньшей — левой.
На Кубе ансамбль использует 3 бата: Оконколо (Okónkolo) — маленький барабан, который исполняет, как правило, строго фиксированный рисунок, выполняющий функцию ритмической поддержки. Фактически, это метроном в ансамбле. На этом барабане обычно играет наименее опытный барабанщик. Итотеле (Itótele) — средний барабан, его функция — "отвечать" большому барабану Ийа. Ийа (Iyá) — большой и, следовательно, самый низкий, "материнский барабан". На нем играет олубата — ведущий, самый опытный барабанщик. Ийа является солистом ансамбля. Существует много вариантов настроек бата; основное правило — тон чача каждого бóльшего барабана совпадает с эну следующего мéньшего. Часто на бата вешаются маленькие колокольчики.
Бата были завезены на Кубу из Нигерии вместе с африканскими рабами народности Йоруба, одним из объектов поклонениях у которых был Чанго (Шанго, Changa, Jakuta, Obakoso), повелитель барабанов. На Кубе бата стали широко использовать в ритуальной музыке, где количество барабанов в ансамбле сократилось до трёх (в Нигерии их обычно 4–5).
Бата играют значительную роль в религиозных церемониях сантерии, в которых барабанный бой является языком общения с богами, а чувство ритма ассоциируется с умением человека правильно "идти по жизни", то есть совершать нужные действия в нужный момент. Барабаны в сантерии воспринимаются как семья, где каждый имеет собственный голос и собственные возложенные на них обязанности, при этом покровителем каждого из видов бата является отдельный сантерийский "бог" ориша — покровителем оконколо является Чанго, итотеле — Очун, а ийа — Иемайя. Помимо этого считается, что каждый барабан обладает собственной «душой» анья (añá), которая «вкладывается» в новоизготовленный бата во время специального ритуала, «рождаясь» от «душ» других бата, уже прошедших посвящение. Известны случаи, когда из Нигерии специально перевозили añá, при этом изготавливая новое «тело» барабана на Кубе.
До социалистической революции 1959 года игра на барабанах Бата происходила в закрытых ритуалах, куда приглашались либо посвящённые (инициированные), либо посвящаемые. Однако, после революции кубинская музыка была объявлена национальным достоянием Кубы и были созданы коллективы (например, Conjunto Folclorico Nacional de Cuba), изучавшие традиционную (главным образом, религиозную) музыку. Это, безусловно, встретило недовольство "посвящённых" барабанщиков. Несмотря на то, что со временем музыка бата стала общественным достоянием, до сих пор принято разделять барабаны, используемые для религиозных церемоний (фундаменто (fundamento)) и «мирские» (аберикула (aberíkula)).
Послушать барабаны бата
Бугарабу (ударение на У) — традиционный инструмент Сенегала и Гамбии, в других африканских странах он не встречается. Как правило, музыкант одновременно играет на трёх или четырёх барабанах. Корпус представляет собой форму кубка или что-то наподобие перевёрнутого конуса. Иногда корпус делают из глины.
Несколькими десятилетиями ранее боугарабоу был сольным инструментом. Играли на нём одной рукой и палкой. Однако последние поколения стали собирать инструменты в установки. Возможно, сказалось влияние на них инструмента конга: которых, как известно, при игре всегда используется несколько. Для лучшего звучания барабанщик надевает специальный металлический браслет, который придает звуку колорит.
Бугарабу внешне похож на джембе, но ножка короче или вовсе отсутствует, дерево другой породы и немного тоньше, за счет этого звук получается более мелодичным. При игре ударник стоит на ногах и физически сильно бьёт по мембране. Звук от инструмента получается красивым с одной стороны: ярким и глубоким, а с другой стороны практическим: его слышно за многие мили. Бугарабу обладают характерным глубоким раскатистым звучанием, благодаря которому барабан и получил свое название. Звонкий слэп и длительный глубокий бас – отличительная черта этого барабана, сочетающего в себе большую игровую площадь и объемный резонирующий корпус. Часто используется как фоновый басовый барабан для совместной игры с джембе и другими барабанами. Впрочем, он отлично подходит и для сольной игры.
Звук африканского барабана бугарабу
Сабар — традиционный инструмент Сенегала и Гамбии. Традиционно на нем играют одной рукой и палочкой. Палочка держится в левой руке. Также как и у кпанлого, мембрана сабара крепится при помощи колышков.
Сабар используется для общения между деревнями, на расстоянии вплоть до 15 км. Различные ритмы и фразы помогают передавать сообщения. Существует несколько разных размеров данного барабана. Сабар также называется музыкальный стиль игры на сабаре.
Послушать африканский барабан сабар
Кеберо — двусторонний конический барабан, использующийся в традиционной музыке Эфиопии, Судана и Эритреи. Кеберо — единственный барабан, который используется во время службы в христианской церкви в Эфиопии. Маленькая версия кеберо используется во время гражданских праздников. Корпус сделан из металла, обе стороны закрыты кожаной мембраной.
Бочонкообразный барабан типа Кеберо упоминается в тексте песни «Семи Хатхор», которая исполнялась с инструментальным сопровождением и танцами. Запись текста сохранилась в храме богини Хатхор в Дендера (постоен между 30 г. до н.э. и 14 г. н.э.). Впоследствии бочонкообразный барабан перешел в традицию последующих эпох. Подобный конусообразный барабан – кэбэро применялся при богослужениях в Коптской церкви, ныне сохраняется в ритуалах Эфиопской церкви.
Послушать эфиопскую службу с кеберо
Уду — африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из Нигерии (udu - одновременно 'сосуд' и 'мир' на языке Игбо). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались "голосами предков" и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.
Стоит отметить, что какой-либо традиционной школы игры на уду попросту не существует, как не существует и общепринятого названия этого инструмента. Собственно, это ничуть не удивительно, учитывая что большую часть своей истории Ибо жили разобщенными группами. Единственной общей для всех нигерийских музыкантов основой техники являются удары по боковому отверстию с открыванием и закрыванием другой рукой горловины барабана. При этом получается гипнотический бас, за что многие так любят Уду. Такая же ситуация и с названием инструмента: оно меняется не только от региона к региону, но и от того, для каких церемоний используется барабан. Чаще всего ему приписывается имя «абанг мбрэ», что означает попросту «горшок для игры». Также любопытной деталью является то, что на уду изначально играли только женщины.
Несмотря на появление уду из стеклопластика и дерева, самым популярным материалом для изготовления этого инструмента остается глина. Сейчас большинство мастеров делают барабаны на гончарном круге, но в Нигерии до сих пор широко распространен традиционный способ изготовления без использования станков и сложных инструментов. Существует интересная техника игры на уду из стеклопластика, когда свойства резонатора изменяются с помощью налитой в горшок воды. С водой барабан приобретает поистине мистическое звучание.
Инструменты Уду сочетают в себе уникальное «аква-резонантное» звучание и теплую «земляную» вибрацию, создавая цельный сплав глубоких и высоких обволакивающих тонов. Приятный на вид и на ощупь, успокаивающий и умиротворяющий на слух, Уду способен увести вас в глубокую медитацию, подарить чувство комфорта и спокойствия.
Послушать звучание уду
Калабаш — большой басовый барабан, сделанный из тыквы. В Мали он изначально использовался для приготовления пищи. Играют по нему руками, кулаками или палочками. Диаметр инструмента — около 40 см. Иногда калабаш погружают в таз с водой и бъют по нему кулаком, в этом случае получается очень мощный и качающий бас.
Послушать звучание калабаша
Гом драм — басовый барабан из Ганы. Сделан из деревянной коробки (45x38 см.) и кожы антилопы. Играют на нем сидя на земле, помогая при этом пятками менять тон. Стиль музыки близок к афро-кубинскому. Барабан был завезен в Гану в 18-м веке конголезскими рыбаками. По виду похож на кахон, но гом драм не так известен в России как кахон.
Послушать звучание гом-драма
Услышать звучание ритуальных барабанов дано не каждому. Как правило до ритуалов допускаются члены племени в особых ситуациях. Ритуальные барабаны как правило хорошо декорированы и являются собственностью вождя племени. Прикосновени к ним чужака может восприниматься как глубочайшее оскорбление. Однако некоторые экземпляры барабанов, вышедшие из строя по каким-то причинам (например со смертью вождя) попадают в руки коллекционеров. Здесь представлено несколько таких барабанов из разных стран Африки.
Гбеду,
Йоруба,
|
Чокве, Ангола
|
Сенуфо, Кот-д’Ивуар
|
Послушать африканские ритмы Йоруба |
Послушать африканские ритмы Чокве |
Послушать африканские ритмы Сенуфо |
Барабан Куба,
|
Бамилеке, Камерун
|
Яка, Камерун
|
Кахон появился в Перу в начале XIX века. По одной из версий, рабы использовали ящики из-под фруктов для музицирования, так как африканские барабаны были запрещены испанскими колониальными властями. Пик его популярности пришелся на середину века, до конца XIX века музыканты продолжали эксперименты с материалами и устройством кахона для достижения лучшего звука. С этого времени он стал распространяться по всей территории Латинской Америки и к двадцатому веку стал неотъемлемой частью перуанской и кубинской музыкальной культуры.
В семидесятых годах двадцатого века перуанский композитор и мастер по изготовлению кахонов Каитро Сото (Caitro Soto) преподнёс кахон в качестве подарка испанскому гитаристу Пако де Лусии, посетившему Перу. Звук кахона так понравился Пако, что известный гитарист приобрёл ещё один инструмент до отъезда из страны. Немного позже, Пако де Лусия представил кахон в музыке фламенко, и его звук стал прочно ассоциироваться и с этим музыкальным направлением.
На нашем сайте вы можете найти стьюе про ритмику фламенко для дарбуки.
Послушать звучание кахона
Конга — это узкий высокий кубинский барабан с африканскими корнями, возможно происходящий от барабанов Макута Makuta или барабанов Сикулу Sikulu, распространенных в Мбанза Нгунгу, Конго (Mbanza Ngungu, Congo). Человека, играющего на конгах, называют "конгуэро" ("conguero"). В Африке конги изготовлялись из полых бревен, на Кубе процесс иготовления конгов напоминает изготовление бочек. Собственно, изначально кубинские конги изготавливались как раз из бочек. Эти инструменты были обычны для афро-карибской религиозной музыки и румбы. Сейчас конги очень популярны в латинской музыке, особенно в таких стилях, как сальса (salsa), меренга (merengue), regaeton и многих других.
Большинство современных конгов имеет staved деревянный или фибергласовый корпус и мембрану из кожи (пластика). При игре стоя конги обычно находятся приблизительно на расстоянии 75 см от края корпуса до головы исполняющего. Также на конге можно играть в положении сидя.
Хотя они конги возникли на Кубе, их включение в популярную и народную музыку в других странах, привело к диверсификации терминологии для документации и исполнителей. Бен Якоби в своем труде "Introduction to the Conga Drum" полагает, что барабаны называются congas на английскомй, но tumbadoras на испанском. Название отдельных барабанов, от большого к маленькому, как их принято называть на Кубе :
Термин "конга" был популяризирован в 1950х годах, когда латинская музыка захлестнула США. Кубинская сон (son) и нью-йоркский джаз смешались и дали новый стиль, названный впоследствии мамбо, а позднее сальса. In that same period, the popularity of the Conga Line helped to spread this new term. Desi Arnaz also played a role in the popularization of conga drums. Слово «конга» произошло от ритма la conga, часто играемого на кубинских карнавалах. Ударные, на которых исполнялся ритм la conga имели название tambores de conga, что перевелось на английский как conga drums.
Послушать соло конгов
Бонго или бонги — инструмент кубинского происхождения, состоящий из пары одноголовых, открытых барабанов, приложенных друг к другу. Барабан большего диаметра называется «эмбра» (hembra — Исп. женщина, самка), а меньший — «мачо» (macho — по-испански «самец»). Меньший бонг звучит примерно на терцию выше, чем более широкий.
По всей видимости, бонги попали в Латинскую Америку вместе с рабами из Африки. Исторически бонги связаны с такими стилями кубинской музыки, как salsa, changui and son, которые появились на Восточной Кубе во второй половине 19 века. Однако следует отметить тот факт, что подобные бонгу пары барабанов с керамическими телами и козлиной шкурой были найдены в Марокко, а так же как в Египте и других ближневосточных странах.
Послушать соло бонгов
Пандейро — южноамериканский бубен, используемый в Португалии и других странах.
В Бразилии пандейру считается народным музыкальным инструментом, душой самбы. Ритм пандейру дополняет звучание атабаке при его использовании в музыкальном сопровождении бразильской капоэйры.
Традиционно пандейру представляет собой деревянный обод, на который натянута кожная мембрана. По бокам обода встроены чашеобразные металлические бубенцы (по порт. platinelas). Сейчас часто мембрана пандейру или весь пандейру изготавливается из пластика. Звучание пандейру может модулироваться путем натягивания и ослабления мембраны.
Играют на пандейру следующим образом: исполняющий держит сам пандейру в одной руке (часто в ободе пандейру на одном из промежутков между бубенцами-платинелас делается отверстие для указательного пальца, чтобы удобнее было держать инструмент), а другой рукой бьет по мембране, что, собственно, и производит звук.
Создание различных ритмов на пандейру зависит от силы удара по мембране, от того, куда приходится удар и от того, какой частью ладони бьют – большим пальцем, кончиками пальцев, открытой ладонью, ладонью «лодочкой», ребром ладони или нижней частью ладони. Пандейру также можно встряхивать или проводить пальцем по ободу пандейру, производя немного скрипучий звук.
Чередуя различные удары по пандейру и, тем самым, извлекая различные звуки, получаются звонкие, четкие, как будто даже немного прозрачные ритмы пандейру. Пандейру вообще отличается тем, что может создавать звонкий и выраженный тон. Он дает чистоту звуку, хорошо расставляет акценты при исполнении быстрых и сложных ритмов.
«Ту-ту-па-тум» – один из самых простых ритмов, исполняемых на пандейру. Два удара большим пальцем по краю пандейру («ту-ту»), удар всей ладонью по центру пандейру («па») и опять удар большим пальцем по краю пандеру («тум»). При последнем ударе пандейру немного встряхивают, делая инструментом движение снизу вверх, как бы «навстречу» ладони, которая наносит удар.
Относительная простота этого инструмента, на котором, на первый взгляд, не так уж и сложно (особенно в сравнении с беримбау) научиться играть, обманчива. Техника игры на пандейру довольно непростая. Чтобы стать настоящим мастером игры на пандейру, нужно много тренироваться, как, в принципе, и в любом деле, в котором хочешь стать профессионалом.
Руководство по бразильскому пандейро (PDF)
Послушать соло пандейро
Сурдо — очень глубокий, громкий бразильский басовый двухголовый барабан. Сделан из металла или тонкого дерева, головы покрыты козлиной кожей(в наши дни - часто пластиком). Сурдо активно используется в бразильской карнавальной музыке. На сурду играют палкой с мягким наконечником в правой руке, а левая рука, без палочки, глушит мембрану в промежутках. Иногда звук извлекают двумя колотушками. Различают три размера сурдо:
1. Сурду «(джи) примейра» («de primeira») или «джи маркасáо» («de marcação») — это самый басовый барабан диаметром 24 дюйма. Играет во второй и четвертый счёт такта — акцентные доли в самбе. Это основа формирования батерии.
2. Сурду «(джи) сегунда» («de segunda») или «джи решпошта» («de resposta») диаметром 22 дюйма. Играет в первый и третий счёт такта. Как подсказывает его название — «resposta», «ответ», — сурду сегунда отвечает сурду примейра.
3. Сурду «(джи) терсейра» («de terceira») или «джи корчи» («de corte»), «сентрадор» («centrador») имеют диаметр примерно 20 дюймов. Играет в те же доли, что и сурду примейра, с добавлением различных вариаций. На звуке этого барабана базируется ритм всей батерии.
Послушать соло сурдо
Кайша (caixa) пришел к нам из военно-оркестровой музыки, где господствуют марши. В настоящее время является незаменимым инструментом батукады. С двух сторон барабан обтянут мембранами. Игра производится одной или двумя палочками. Определенный ритм кайши характерен для многих школ самбы и батукады и является их отличительной особенностью.
Послушать соло кайша
Репенике (repinique) уступает кайше в диаметре, но превосходит по высоте. Имеет две мембраны. По одной из мембран бьют деревянной палочкой и свободной рукой. Ингода можно увидеть игру на этом барабане двумя нейлоновыми палочками. Как правило, репенике выбирают более опытные барабанщики. Играющий на нем должен ориентироваться в ритмах инструментов всей батукады. Часто, солирующий на репенике музыкант как бы задает вопросы, на которые другие исполнители отвечают ритмами своих барабанов. Получается своеобразная перкуссионная полиритмия, в которой репенике отводится главенствующая роль.
Послушать соло репенике
Куика — бразильский ударный музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра.
Представляет собой цилиндрический металлический (первоначально деревянный) корпус, диаметром 6-10 дюймов. На одну из сторон корпуса натягивается кожа, другая сторона остается открытой. С внутренней стороны, к центру и перпендикулярно кожаной мембране крепится бамбуковая палочка. Инструмент вешается сбоку на уровне груди с помощью ремня. Играя на куике, музыкант трёт палочку вверх и вниз, с помощью влажной материи, зажатой в одной руке, давя большим пальцем другой руки на кожаную мембрану с внешней стороны, в области крепления палочки. Трущие движения порождают звук, тон же изменяется в зависимости от степени давления на мембрану.
Куика играет важную ритмическую роль в музыке самба всех направлений. Примечательно использование инструмента группами выступающих на карнавале в Рио-де-Жанейро, в ритм-секциях исполнителей на куике. При отсутствии подобных музыкантов, бразильские певцы могут имитировать звук куики.
Послушать звук киуки
Тимбао (timbao) – разновидность бразильского барабана конга. Продолговатый барабан с одной мембраной сверху, издающий глухой раскатистый звук. Игру на нем производят двумя руками. В настоящее время изготавливается из легкого фибергласса.
Послушать соло тимбао
Барабан Пау-Вау — традиционный барабан американских индейцев, сделанный в стиле Sioux Drums. Барабан собирают с большим тщанием из 12 секций основных древесных пород New Mexico, по одной на каждый месяц года; части полируют, затем покрывают невыделанной кожей и оплетают. Инструмент использовался в ритуалах исцеления, общения с духами и как аккомпанирующий танцам. Размер барабанов сильно варьируется; на больших барабанах играют несколько исполнителей.
Послушать американских индейцев, поющих под барабан Пау-Вау
Стилдрам или стальной барабан — изобретен в 1930-е гг.после принятия в Тринидад и Тобаго закона, запрещающего мембранные барабаны и бамбуковые палки для исполнения музыки. Барабан стали выковывать из стальных бочек (в большом количестве оставшихся на пляжах после окончания второй мировой войны), из листов стали толщиной 0.8 — 1.5 мм. Настройка инструмента заключается в формировании в этом стальном листе областей, по форме напоминающих лепестки, и придания им необходимого звука с помощью молотов. Перенастройка инструмента может потребоваться один-два раза в год.
Используется в афрокарибской музыке таких направлений как калипсо и сока. Инструмент также представлен в вооружённых силах республики Тринидад и Тобаго — с 1995 года существует «стальной оркестр» при оборонительных войсках, который является единственным военным оркестром в мире, использующим стальной барабан. Обычно в ансамбле играют несколько разновидностей инструмента: мелодию ведёт пинг-понг, гармоническую основу образует tune boom, а bass boom держит ритм.
Является предшественником таких инструментов, как хэнг-драм и глюкофон.
Руководство по стилдраму из Тринидад и Тобаго (PDF)
Послушать мелодию Стил-драма вместе с кахоном и укулеле
Таморра, которую называют также тамборра (этимологически связано со словом Tamburo или барабан по-итальянски), это рамочный барабан с легкими джинглами, типичный для народной музыкальной традиции итальянской провинции Кампанья, но распространен также и в Сицилии. Она напоминает баскский бубен, но гораздо более тяжелая и гораздо больших размеров. В технике игры используются чередующиеся удары большого и всех остальных пальцев. Используется также уникальная техника вращения кисти. Впервые изображение бубнов, похожих на таморру, появляются на древнеримских фресках, причем положение руки музыканта очень напоминает современную традиционную технику.
По-видимому, эти барабаны тесно связаны с древними мистериями. Пережитки этих дионисийских мистерий дошли практически до наших дней в виде музыкальных традиций, связанных с так называемым тарантизмом. Тарантизм, по мнению некоторых исследователей — одна из форм массовой истерии, связанная с древней верой в мифическое существо, так называемой Тарантой, которую иногда отождествляют с пауком тарантулом, хотя это не совсем корректно. Таранта — это скорее злой дух, демон, который вселяясь в жертв, обычно молодых женщин, вызывал судороги, помутнение сознания, вплоть до истерических припадков. Эпидемии тарантизма охватывали целые области. Этот феномен описан в хрониках, начиная с раннего Средневековья.
Для излечения от этого недуга приглашался исполнитель на таморре, который на протяжении длительного времени исполнял стремительный ритм (обычно на 6/8), в сопровождении пения или мелодического инструмента. Больной, над которым производился этот обряд, должен был ритмично и быстро двигаться на протяжении многих часов. Обряд мог длиться до суток и более, вызывая полное изнеможение. Для полного излечевания, процедура проводилась несколько раз в году. Последние случаи тарантизма были описаны в 70-х годах прошлого века. Народные танцы тарантелла и ее более древняя форма пиццикарелла происходят как раз из этого обряда. Судорожные движения жертвы, из которой уходил злой дух, со временем ритуализировались и трансформировались в разнообразные танцевальные движения этих зажигательных танцев.
В нашей студии вы можете услышать как звучит таморра в исполнении Антонио Грамши.
Послушать ритмы таморры
Бойран — ирландский ударный музыкальный инструмент, напоминает бубен диаметром примерно полметра (обычно 18 дюймов). Ирландское слово bodhran переводится как «гремящий», «оглушающий». Держат бойран вертикально, играя на нем специфическим образом деревянной палочкой, напоминающей кость. В наборе профессионального исполнителя на бойране имеются палочки самых разнообразных форм и размеров.
Уникальность бойрана заключается в использовании при игре палочки с двумя наконечниками, которая ударяется по мембране то одним, то другим концом, что позволяет значительно сократить интервал между ударами. Эта палочка имеет особое название — «кипин». Вторая рука (как правило, левая) используется для приглушения мембраны и изменения высоты звука. Иногда используется и одноконечная палочка, но тогда приходится делать больше движений кистью для исполнения аналогичных по скорости ритмов.
Диаметр бойрана обычно — от 35 до 45 см (14″-18″). Глубина его сторон — 9-20 см (3,5″-8″). На бубен с одной стороны натягивается козлиная кожа. Другая сторона сторона открыта для руки исполнителя, который может контролировать высоту и тембр звука. Внутри могут быть 1-2 перекладины, но в профессиональных инструментах их обычно не делают.
Сегодня бойран используется не только в ирландской народной музыке, он шагнул далеко за пределы этого небольшого острова, и на бойране играют музыку, которая, казалось бы, не имеет ничего общего с тем окружением, в котором мы привыкли его видеть и слышать, но где бы он не появлялся, вместе с ним там появляется частичка Ирландии.
Послушать соло бойрана
Помимо бойрана, который, как правило, прочно ассоциируется с народной музыкой Ирландии и с традициями национально-освободительной партии, в Ирландии также есть еще один барабан – ламбег – распространенный, в основном, в Северной Ирландии и ассоциируемый с традициями либерал-юнионистской партии (партии консерваторов, выступающих за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства). По сравнению с бойраном, ламбег гораздо менее популярен, хотя на самом деле он ничуть не менее интересен и уникален.
Название барабана – «ламбег» – это родовое наименование, как, например, ксерокс – так мы называем все копировально-множительные аппараты, хотя на самом деле это название компании. Ламбег – это область рядом с Лисбурном, в нескольких километрах к юго-западу от Белфаста. Считается, что это название так и закрепилось за барабаном, т.к. именно там впервые стали играть на нем тростниковыми палочками.
Ламбег, наряду с японскими барабанами — один из самых громких барабанов мира. Часто громкость его звука достигает 120 децибел, что сравнимо со звуком при взлете небольшого самолета или звуком пневматической дрели. Во время уличных процессий звук ламбега слышно на несколько километров в округе.
Что представляет из себя этот «монстр»? Диаметр ламбега составляет около 75 см, а глубина – около 50 см, вес – 14-18 кг. Корпус обычно изготавливается из дуба, а сверху и снизу обтягивается козлиной кожей. Раньше ламбег изготавливали из единого куска дерева, но т.к. в настоящее время такие деревья больше не растут, то его делают из двух изогнутых дубовых пластин, скрепленных изнутри наподобие бочки. С одной стороны барабана натягивается более толстая кожа, с другой – более тонкая, в зависимости от того, правша или левша обладатель барабана (более сильная рука должна ударять по более толстой коже). Но вне зависимости от толщины кожи, высота звука при ударе на обеих мембранах должна быть одинаковой.
Как уже упоминалось ранее, на ламбеге играют тростниковыми палочками, т.к. у тростника нет соединительных швов, поэтому он не преломляется посередине. Он расщепляется нитями по всей длине палочки, поэтому постепенно палочки махрятся на концах и выходят из строя.
Что касается украшений, то ламбег либо совсем простой и строгий, либо полностью разрисован строевыми, мемориальными, религиозными или политическими символами.
Во время репетиций или выступлений ламбег устанавливается на специальной подставке, однако во время процессий исполнителям приходится нести его буквально на себе. К барабану прикрепляется прочный ремень, который перекидывается через шею. При этом довольно часто можно наблюдать картину, когда идет один музыкант и несколько человек суетятся рядом, помогая ему нести барабан, поддерживая его то здесь, то там.
Наиболее достоверная версия происхождения ламбега заключается в том, что он попал в Ирландию из Шотландии или Северной Англии в первой половине – середине XVII века с переселенцами, бывшими военными, или из Голландии через Уильяма Голландского. В любом случае, все исследователи сходятся во мнении, что прародитель ламбега – это обычный военный барабан гораздо меньшего размера. А начал “расти” он через полтора века, где-то с 1840-1850 гг., из-за обычной конкуренции между исполнителями, что-то вроде: “Мой барабан больше твоего барабана…” До этого ламбег часто сопровождался звуками дудки, но после того, как он вырос практически в два раза, дудки перестали быть слышны, и сейчас пара “ламбег-дудка” – скорее исключение, чем правило.
Как уже упоминалось в начале статьи, ламбег прочно ассоциируется с либерал-юнионистской партией, или с “Оранжевым ордером”, которая каждый год организует процессии в июле, а в августе марширует уже национально-освободительная партия с бойраном в руках. Что касается исполняемых ими ритмов, то они во многом очень похожи, т.к. истоки, в любом случае, вне зависимости от политической принадлежности, - народные. Помимо таких политических процессий, круглый год в Ирландии устраиваются фестивали, на которых сотни исполнителей, соревнуются в том, кто лучше играет на ламбеге. Часто такие соревнования длятся по несколько часов кряду, до полного изнеможения исполнителей. Самый крупный фестиваль подобного рода проходит в Маркетхилле, округ Армаг, в последнюю субботу июля.
Послушать грохот барабана ламбег
Швейцарцы добились независимости в 1291, и стали образцом военной доблести. Потребности расширенных маршей и лагерной жизни способствовали развитию барабанной музыки в 1400-ых. Остальная Европа обратила внимание на эти военные музыкальные формы в битве при Marignano (недалеко от Милана, Италия) в 1515 году.
Германские княжества принял эту военную музыку в 1500-ых и 1600-ых. Французы использовали швейцарских наемников в 1600-ых и 1700-ых, которые использовали барабанную музыку, повлиявшую на остальную часть французской армии. Во время правления королевы Анны в Великобритании английская армия стала очень неорганизованной и недисциплинированной. В 1714 году английская армия была реорганизована, таким образом барабанная музыка была принята на вооружение британских военных (за исключением шотландских полков).
Барабанные ритмы использовались для трансляции различных сигналов. Военная жизнь лагеря требует последовательность ежедневных сигналов: пора вставать, завтрак, вызов больного, сборы, обед, долг зовет, ужин, вечернее отступление, комендантский час. На марше сигналы использовались, чтобы сделать различные построения, включая остановку марша, расширение, уплотнение, ускорене или замедление. Важным использованием барабанов был парад до и после битвы. Вопреки распространенному мению, барабаны не использовались на поле боя, так как оно было слишком шумным и запутанным.
История барабанных рудиментов, тесно связанная со швейцарским барабаном, впоследствии трансформировавшегося в малый барабан (англ. snare drum), который ранее назывался сайд-драм (англ. side drum — то есть, «барабан, носимый на боку») или просто — милитари-барабан (англ. military — военный).
В 1588 г. была издана книга «Оркестрография» Туано Арбо (Thoinot Arbeau) из Диона (Франция). В ней Арбо описал «Швейцарский Удар» (Swiss Stroke) и «Швейцарский стремительный удар» (Swiss Storm Stroke). Эти удары были представлены в различных комбинациях, однако аппликатура для них не указывалась.
К 1778 г., когда барабаны уже хорошо были интегрированы в военную систему, барон Фридрих фон Штюбэн (Friedrich von Stuben) из Филадельфии написал руководство по использованию барабанов, через сигналы (ритмы) которого должны были отдаваться соответствующие приказы.
Первым человеком, употребившим термин «рудимент», был Чарльз Стюарт Эшворт (Charles Stewart Ashworth). В 1812 г. Чарльз Стюарт Эшворт опубликовал свое учебное пособие «Новая, полезная и полная система игры на барабанах», где использовал этот термин, чтобы классифицировать группу барабанных рудиментов. Себя же он позиционировал (и по праву таковым считается) как отца рудиментальной теории.
В 1886 г. руководитель оркестра военно-морских сил США, Джон Филипп Суза (John Philip Sousa), написал свою дидактическую работу «Trumpet and Drum» — книга инструкций для полевой трубы и барабана. Будучи пособием для военных барабанщиков, она также получила и широкое распространение в среде гражданских, так как содержала полный по тем временам набор рудиментов.
С 1933 г. берет свое начало Национальная ассоциация рудиментальных барабанщиков («The National Association of Rudimental Drummers», сокр. NARD). Эта организация была создана для продвижения рудиментов и внедрения их в систему обучения. NARD приняла решение о позиционировании 26 основных рудиментов, поделенных на две таблицы, в каждую из которых входило по 13 рудиментов.
Более подробно о рудиментах, вы можете узнать в учебнике по дарбуке.
Руководство по швейцарскому барабану (PDF)
О русских военных барабанах.
Послушать поединок швейцарских барабанов из фильма "барабанная дробь"
Лита́вры — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.
В конце 2014 года в хранилищах Ватикана были обнаружены литавры, изготовленные Антонио Страдивари. Имя Страдивари ассоциируется у широкой общественности, прежде всего, со скрипками, тем не менее, теперь мы доподлинно знаем, что существуют и барабаны Страдивари, представленные на изображении к данной заметке.
Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или даже стекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, который варьируется от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.
На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.
Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса. Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.
Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах. На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Послушать концерт для литавр
Адуфе — большой квадратный бубен в Португалии мавританского происхождения с двумя мембранами, внутрь которого часто насыпаны бобы или мелкие камушки, которые гремят во время игры. Мембрана изготавливается из козлиной кожи, размер от 12 до 22 дюймов (от 30 до 56 см). Традиционно на этом бубне играют женщины во время религиозных процессий и во время региональных музыкальных фестивалей.
В 1998 г. на выствке World Expo в Лиссабоне музыкантом José Salgueiro были представлены гигантские адуфе, которые имели большой успех.
В Испании похожий инструмент называется pandeiro cuadrado (квадратный пандейро). В отличие от Адуфе, по нему бъют не только рукой, но и палочкой. Еще совсем недавно этот инструмент почти исчез — на нем играли три деревенские женщины. В настоящее время на нем профессионально играет испанец Алеш Тобиас и Кирилл Россолимо.
Интересно, что в музее Каира хранится настоящий прямоугольный двухсторонний рамочный барабан из 14 века д. н.э., который нашли в гробнице женщины по имени Хатнофер.
Руководство по португальскому адуфе (PDF)
Послушать ритм для адуфе
Послушать оркестр с квадратными пандейро
Фактически представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем. Существует также разновидность тамбурина с мембраной.
Тамбурин известен с незапамятных времён. Его можно встретить на Юге Франции и в Индии, в Мексике и Срединной Африке, на островах Полинезии и в Азии,- словом, различные народы отдали дань этому замечательному инструменту. Но тамбурин изначально ведёт своё начало из Прованса и Земли Басков, где, как говорил Геварт, он применялся в сочетании с самодельной дудочкой. Тамбурин символизируют два полушария земли, движение элементов. Форма тамбурина может быть круг или полукруг, реже треугольник. Современные тамбурины могут иметь любую форму (например, форму звезды).
Там, где обод круглый, тамбурин будет звучать, несомненно, «магичнее», но им придется учиться владеть. Если вы выбрали именно тамбурин-круг, то логично использовать возможность запустить «коня звука по кругу». Так, круглый и большой в диаметре тамбурин можно использовать, крутя его на руке (или сомкнутых руках) по часовой стрелке (или против нее) во время обряда, но такое движение требует изрядной ловкости и соответствующей конструкции тарелочек (они не должны быть острыми и ранить руки).
Полукруглый тамбурин отличается от круглого наличием прямой стороны, используемой обычно в качестве ручки. Обычно эта конструкция выполнена в пластике. Такие тамбурины уже нельзя использовать как колесо, зато они логично становятся продолжением руки самого шамана. Таким тамбурином легче пользоваться и управлять: он ловит малейшие дрожания руки за счет более плотного контакта и крепкой хватки. При этом вцепляться в тамбурин отчаянно не нужно: зажим руки приостанавливает течение энергии и зажимает поток.
Послушать соло тамбурина
Тональный лепестковый барабан, младший брат хэнг-драма. В Европе и Америке его называют steel tongue drum, tank drum (изначально барабан делали из газового баллона). Имеет множество вариантов настройки — мажорные, минорные, интегральные, пентатонические лады.
Инструмент состоит из двух чаш, на одной из которых расположены лепестки (язычки барабана), а на другой — резонирующее отверстие. Каждая чаша настраивается нужным образом для придания необходимого чистого и богатого обертонами звучания. Возможны различные модификации: изменение геометрии ударных элементов, изменение объёма инструмента и толщины стенки корпуса.
Ханг родился на свет в 2000 году в швейцарском городе Берне. Его создатели — Феликс Ронер (Felix Rohner) и Сабина Шерер (Sabina Schärer, компания PANArt) — были ведомы идеей воплотить в жизнь результаты своих длительных исследований в области резонирующих перкуссионных инструментов: гонга, барабанов, тибетских чаш, колокольчиков, традиционного индонезийского оркестра гамелана, гатама, колокольчиков, музыкальной пилы и многих других, найденных в разных уголках земного шара.
Ханг (hang — «рука» в переводе с бернского диалекта немецкого языка) первоначально продавался в музыкальных магазинах и в интернете, но в дальнейшем его создатели прекратили свободную продажу инструментов из-за высокого спроса. На протяжении почти десяти лет ханг был доступен лишь узкому кругу людей из-за высокой цены и сложностей в приобретении, и лишь в последние годы ситуация постепенно начала меняться.
Появляются новые альтернативы, которые на сегодняшний день производятся более чем в десяти странах мира: хеппи-драм, глюкофон и другие. Более точные «аналоги ханга» называются хэнд пан (hand pan, буквально — «ручная кастрюлька»). Популярность подобных инструментов стремительно набирает обороты: тысячи людей, завороженные новым, специфическим звуком, идут на многое, чтобы прикоснуться к волшебному металлическому пану.
Этот ударный инструмент состоит из двух соединенных между собой металлических полушарий: стороны ding и стороны gu. Две глубокие полусферы упрочняются путем обработки газовым азотированием. На стороне ding расположены 7-8 тональных областей, образующих «тональный круг». Он окружает центральный купол, названный ding (похожий на гонг). На стороне gu находится отверстие размером с кулак для звукового резонанса. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука ding.
При игре на ханге инструмент обычно располагается горизонтально на коленях исполнителя или помещается между колен, некоторые исполнители используют штатив. Существует множество способов игры на ханге, что в большей степени обусловлено индивидуальным подходом к исполнению. Наиболее часто на ханге играют руками вместо палочек. При это задействуется вся рука: кроме пальцев, также можно играть косточками пальцев и ногтями, ладонью и кулаком, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.
Хотя инструмент не является этническим в чистом виде, тем не менее он широко распростронен в группах этнической направленности. Как справедливо заметил один из знатоков инструмента, Владиславар Надишана, "Если есть ханг, тогда возьмут в программу, даже если ничего не умеешь играть." В Москве занятия по ханг-драму ведет Юрий Рубин.
Послушать звучание хэнг драма
RAV Vast – это инновационный музыкальный инструмент, с волшебным расслабляющим звуком.n Равваст в макамном строе «арабская ночь» идеально подходит для создания лаунж-атмосферы в восточном стиле. Относится к типу стальных язычковых идиофонов, таких как ханг или глюкофон. Инструмент разработан и производится в Перми с 2015 г.
Послушать звучание равваста
https://radiomayak.ru/persons/person/id/348602/
Приглашаем в начинающую группу по дарбуке! Занятия будут идти по вторникам с 25 февраля с 19 до 21 у нас в студии. Проводить занятия будет выпускница РАМ им. Гнесиных Джейран Мурадова 2 февраля 2025 г. состоялся интенсив по дарбукес Осамой Шахином. С 20 октября 2024 г. занятия проходят по адресу: 1-ый Басманный пер, 2А. (Комсомольская, Красные Ворота, Бауманская) 18 июня 2024 года вышло шестое издание учебника «Дарбука продвинутого уровня» 26 мая 2024 г. выступили в ресторане «Падишах» 21 апреля 2024 г. приняли участие в вечеринка «Навруз» 17 февраля 2024 г. приняли участие в фестивале «Этнофест» 26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих» 4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ 18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы 7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest 31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ 5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023». С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio 23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь» 8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка 19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ 16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ 26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion». 6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь». 21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу. C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию. 7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках» 2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте». 20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022» 28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео > 14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира. 28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео > 24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео > 19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео > С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение) В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями. 19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе. 29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.
27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow. 3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket. 21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре. 17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой. С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021» 29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих. 15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака». В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте. 5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии 14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке. 12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе! 1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России. 17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих. 12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке. На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями. На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis» Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений: 1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии. 29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука. 22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире. 12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе! 28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино. C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00. 17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая. 12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.
27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино. 29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской. 23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф. 14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов. 10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира. С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16. 16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах. 2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений. 26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме 11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы. На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF). 23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений. Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF. Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы. C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017. 17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене. 20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице. 16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши) 19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах. 4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa. 22 ноября 2016 г. опубликовано
|
![]() |
Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008–2025 Запись на занятия по дарбуке: www.al-mental.ru - музыкальный проект При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник |